Террористические угрозы уже были свершившимся фактом в жизни испанцев прежде, чем ряд бомб взорвался в Мадриде 11 марта 2004 года. С 1960-ых годов баскская группа, Euskadi Ta Askatasuna (ЭТА), совершила подобные действия, чтобы получить поддержку своих целей от баскского населения и получить политический суверенитет для своей родины.
Басков насчитывается почти три миллиона человек, но не все они живут в Испании. Некоторые проживают в горных деревнях на границе Испании с Францией в Пиренеях. Их язык, Эускара, отличается от любого другого языка в мире. Лингвисты полагают, что он мог бы возникнуть в Китайско-тибетской языковой семье, или связан с берберским языком Северной Африки.
После нападений Сапатеро и Аснар заключили соглашение, что их партии будут сотрудничать, чтобы устранить угрозу «отечественных» террористов, которые были серьезным беспокойством для Испании в течение многих лет.
Самая серьезная политическая ошибка Аснара, однако, казалось, была его поддержкой американского Президента Джорджа У. Буша в усилиях последнего избавиться от иракского лидера Саддама Хуссейна в 2003 году. Решение Аснара послать небольшой контингент испанских войск присоединиться к силам коалиции, которые вторглись в Ирак, было встречено с протестом общественности; опросы общественного мнения показали, что семьдесят процентов испанцев выступали против войны. Сапатеро занял сильную позицию по отношению к войне. Как голова PSOE, Сапатеро отклонил любой союз с Америкой, хотя Аснар попытался убедить его оказать свою поддержку в интересах национального единства.